< style >< / style >

Информационный сайт Курганинска и Курганинского исторического музея (Краснодарский край)

ГлавнаяРегистрацияВход

Приветствую Вас, ГостьRSS
Разделы
...
Погода
Курганинск  
Форма входа
Онлайн радио
Реклама
Web-IP.ru - Система Активной Рекламы
Статистика

Топ сто лучших сайтов интернета!

 Экспозиции музея 
Главная » 2009 » Ноябрь » 17 » Картины в собрании музея
19:18
Картины в собрании музея
До 1993 г. художественный отдел нашего музея являлся филиалом краевого художественного музея им. А.В.Луначарского (ныне им. Ф.А. Коваленко). Первые художественные произведения были подарены колхозу «Кавказ» московскими художниками после того, как председатель к-за «Кавказ» Андрей Петрович Хомяков был приглашен на II съезд художников РСФСР. В своем выступлении на съезде он сказал, что колхозники хотят видеть произведения искусства не только во время туристических поездок, но и у себя в городе. Художники живо отозвались на речь А.П. Хомякова, и вскоре первые произведения живописи и скульптуры были подарены колхозу. (Было это в середине 60-х годов 20 в. Колхоз «Кавказ» был передовым хозяйством, с высокими показателями в растениеводстве и животноводстве, с развитой социальной сферой. Часто в колхоз приезжали иностранные делегации - колхоз был включен во Всесоюзный туристический маршрут для показа иностранным туристам).
    Картины и скульптуры первоначально разместили в холле 2-го этажа колхозного Дворца культуры. Но художники с завидным постоянством пополняли фонд колхозной галереи. И вскоре колхоз во главе с А.П. Хомяковым принял решение – построить здание музея.
    В 1974 году,  в конце марта, распахнул двери колхозный музей, построенный по проекту краснодарского архитектора Титова. На первом этаже разместился народный музей колхоза «Кавказ»,  повествующий об истории города и колхоза, а на втором этаже – картинная галерея, ставшая филиалом краевого художественного музея им. Ф.А.Коваленко.
    Художественный фонд нашего музея составляют произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. За годы существования фонд пополнялся в результате дарения произведений художественным фондом РСФСР, передачи более ста графических листов из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С.Пушкина, закупок Краевого художественного музея.
    Так, в нашем фонде появились живописные полотна замечательных художников: Ефрема Ивановича Зверькова, Ильи Глазунова, академика живописи Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, Дмитрия Тегина, П. Д.Бучкина.
     Сложилась также коллекция живописных, графических и скульптурных произведений кубанских авторов. Это работы известных художников Лидии Алексеевны Самокиш, Виталия Коробейникова, Андрея Зайцева, Виталия Ильича Сидорова, Н.С.Захарова и многих других.
     Множество художественных выставок прошло в стенах музея за годы ее существования. Особенно интересные из них выставки гутного стекла и расписного текстиля; скульптуры малых форм, множество выставок живописи по линии художественных фондов СССР и РСФСР; Краснодарский краевой музей познакомил курганинцев с замечательными произведениями западно-европейской живописи, выдающихся русских и советских  художников, кубанскими авторами. Прошли «Зарубежные революции» (Франция), «Библия глазами детей» (Канада).
    В этом зале представлены картины советских художников, созданные в 50-е – 80-е годы 20 века. Эти работы, полностью отвечающие методу социалистического реализма, отразили идеологию советского строя. Теперь, по прошествии времени, они являются художественным воплощением истории нашей Родины.
    Мы познакомимся с произведениями живописи, графики, скульптуры. В музее мы можем подолгу смотреть на картину, в которой нас удивляет и мастерство художника, его умение передать настроение в природе, в человеке. Эти впечатления особенно заметны в ПЕЙЗАЖАХ (любимый жанр художников).
     В экспозиции представлены пейзажи кисти замечательных художников, написанных в традициях русского реалистического пейзажа. Именно русским художникам удалось открыть зрителям душу неяркой русской природы, передать ее тончайшие состояния. Это касается и пейзажа Ефрема Зверькова «Осень. Овцы» и Н.Новикова «Начало весны», и весеннего пейзажа Д.А. Налбандяна.
    Зверьков - народный художник РСФСР, академик. Он - москвич, возможно, поэтому ему так близка природа средней полосы России. В картине «Осень» он сумел перенести на холст типичное настроение неяркого осеннего дня. Тишина и покой.
     Другая работа «Начало весны» написана известным советским художником Налбадяном. Художник запечатлел только миг, но как много сказано. Зрителям передается это ощущение свежести, бодрости, начавшегося пробуждения природы.
    Красив зимний пейзаж Малышева «Зима в колхозе». Яркий, зимний, солнечный день невольно охватывает радостное настроение, когда смотришь на эту мажорную, яркую картину.
    Народный художник РСФСР Нечитайло сумел передать типичный кубанский мотив в картине «На юге Кубани». Как-то особенно величественны просторы кубанской земли в этой работе. Смотришь и как бы ощущаешь раздолье и простор, такой же, как и в кубанских казачьих песнях.
   Особенность советской живописи 2 половины 20 века – это создание монументальных жанровых произведений (исторического, батального, бытового).
    Перед нами жанровое полотно М. М.Бабича «Великий перелом» (1961 г.). Этот небольшой холст емко, обстоятельно живописными средствами, раскрывает одну из самых значительных страниц в истории советской России – коллективизацию сельского хозяйства. До самого высокого горизонта полотна раскинулась бескрайняя донская степь. Станичники, объединенные в колхоз, выехали на коллективную вспашку теперь общей земли. На среднем плане слева – колхозный табор. На первом плане плугарь в казачьей форме управляет плугом, который тянет пара лошадей, прокладывая очередную борозду. Своей очереди ожидает пара волов с ярмом на шее. А впереди на заднем плане тянет плуг другая пара лошадей. Несомненно, объединенные коллективным трудом станичники пережили немало исторических треволнений, выпавших на долю россиян в 20-м веке. Например, за вожжи лошадей держит сельский активист  в красной рубашке и буденновке с красной звездой. Несомненно, это участник гражданской войны, сражавшийся на стороне красных. А сама эта бескрайняя степь, широко раскинувшаяся на донской земле, является символом той гигантской задачи коллективизации, которая решалась в советской стране.
    Героем произведений советских живописцев был человек труда. Свидетельством тому картины на нашей выставке: «Доярка» А. Богданова, «Первые всходы» Сиромы, «Рационализатор» Г. Качальского, «Свекловичница» Е. Жеребцова.
    Несомненно, вызывает симпатию работа Бориса Семеновича Сиромы «Первые всходы». Он автор серьезных тематических полотен. Художник прекрасно знает жизнь Кубани. Картина посвящена труженикам села. Поле, раннее утро… Девушка-бригадир пришли на поле проверить всходы: яркими, зеленными листочками зазвучали всходы на поле.                      
       Живописные полотна – немые свидетели истории. Картина «Рационализатор» Г. Качальского. Скудный быт предстает перед нами на полотне. Главное, по мысли художника, не личное, а общественное. Инженер-рационализатор глухой ночью сидит дома за чертежной доской, что-то он изобретает, доводит до кондиции инженерную идею, которую предстоит воплотить на заводе, в цеху. Стол заложен разнообразными инструментами, под чертежной доской – ватман, сбоку – стакан с крепким чаем. За спиной рационализатора – спящий на диване подросток, вероятно, сын. Человек новой социалистической формации тратит драгоценные часы ночного отдыха для решения производственной технической задачи. По коммунистической идеологии именно таким должен быть сознательный советский человек – всего себя без остатка отдавать делу строительства коммунизма, пренебрегая личными интересами. Конечно, в любые исторические времена человек оставался человеком с его достоинствами и недостатками. Но воспитание человека новой формации было главной задачей советского государства, и важным средством достижения идеала было, как мы видим, и изобразительное искусство.
    Картина «Сельский врач» художника Клюкина из г. Грозного рассказывает о труде врачей. Горный аул, зима. Молодая женщина-врач верхом едет на помощь к больному по трудным и опасным горным тропам.
    Романтической взволнованностью трудового подвига пронизана работа Фалдина «С комсомольской путевкой». Группа молодежи отправляется на целинные земли. Радостное, приподнятое настроение героев картины передается зрителю. Свежестью и оптимизмом веет от полотна. Выразительная живопись, продуманный колорит – все подчеркивает настроение в картине.
    Творчество кубанских художников представлено работой Н.С. Захарова (триптих «Ты, Кубань моя»). Создавался он в течение 5 лет (1985-1990 г.г.), на сломе советской эпохи, это было время горячего интереса к своим корням, на Кубани – время возрождения кубанского казачества. Задачей автора было показать значимость, красоту и величие кубанской земли, ставшей родной для Н.С.Захарова. Вот уже много лет он, уроженец Орловской области, живет и работает в Краснодаре. Кубань, ее просторы, изображенные художником в разные времена года, убеждают нас в ее красоте и величии.
    Левая часть триптиха называется «Убранное поле». Композиционно все три полотна естественно кулисно замыкают пирамидальные тополя, являющиеся достопримечательностью кубанской земли. Теплой, охристо-золотой предстает кубанская степь, протянувшись до верхнего края полотна, на левой части триптиха. Только на среднем плане разбивает эту бесконечность небольшой прудик, окруженный деревьями, отразившимися вместе с голубым небом в хрустальной чистоте его воды. На водопой к озеру бредет стадо. Осень… Тишина и покой.
    Центральная часть триптиха («Празднество») запечатлела неповторимый вечерний час за станицей, рассказывает о колхозном празднике. За поляной, деревьями полотно пересекает голубоватая лента речки. В вечернем небе повис молодой месяц. Вдали вьется дымок костра. Односельчане собрались на берегу реки. Вероятно, праздник уже подходит к завершению, так как у артистов в руках букет. Играет духовой оркестр, и сейчас начнутся танцы. Мягкие сумерки окутывают группы нарядно одетых станичников. На переднем плане изображена группа всадников – участников конных соревнований. Бравыми наездниками любуются станичники.
    Правая часть триптиха («Родные просторы») – прекрасная кубанская весна. От картины веет свежестью, радостью новой жизни. Опьяненные весенним воздухом и свободой, по вспаханному полю бегут лошади. Цветущие абрикосовые деревья, кажется, наполняют воздух неповторимым ароматом.
В фонде представлены работы кубанских художников конца 30-х – 90- х годов. Это сюжетные картины, по которым можно составить представление об истории нашей страны.
 В собрании в одном из залов представлены картины советских художников, созданные в 50-е – 80-е годы 20 века. Это эпоха социализма. В изобразительном искусстве – эпоха соцреализма. Реалистический метод изображения был присущ искусству этой эпохи. Работы отразили идеологию советского строя. Теперь по прошествии времени они являются художественным воплощением истории нашей Родины.
 
 Наряду с пейзажем в экспозиции представлен жанр натюрморта (в переводе - мертвая природа). Прекрасным образцом этого жанра может служить работа сочинского художника Константина Трапицина. Этюдник, краски, сухой букет вдохновили художника. Вероятно, это обстановка его мастерской, которая ему мила и близка.
  Графика является одним из видов изобразительного искусства. Портретная графика краснодарских художников Губина В. С. и Печуричко поражает своим мастерством и виртуозным владением материалом – это уголь, сангина, акварель. На этих работах мы можем видеть стремление художников того времени воспеть в своих работах человека труда – это и механизаторы, и бригадиры, и многие другие.
  Другим видом изобразительного искусства является скульптура.  Небольшая скульптурная группа «За жизнь» посвящена каждодневному подвигу врачей. Автор – А. Г. Сотников, за плечами которого большая жизнь (1904-1989). Родился он в ст. Михайловской, окончил краснодарский художественно-педагогический техникум. В 1928 г. поступил в Московский Высший художественно-технический институт (керамический факультет). В 1934 г. поступил на Дулевский фарфоровый завод. 50 лет проработал главным художником завода. Эта работа создавалась в 1965-1967 г.г. Скульптор Сотников ходил на операции в тогда еще станице Курганной к главному хирургу больницы Василию Сергеевичу Каменеву, консультировался, делал зарисовки и был покорен трудом хирургов. Все фигуры сконцентрированы на одном больном, и поэтому вся композиция воспринимается как единое целое, как единый массив. Белизна фарфора приобретает многозначительный смысл и полностью служит образному выражению замысла художника.
 Работы Сотникова выставлялись на международных выставках. Они есть и в Третьяковской галерее, и в государственном Музее керамики.
  Небольшая часть зала представляет графические работы нашего земляка художника Евгения Георгиевича Потапова, участника многих краевых выставок. Уроженец станицы Михайловской проявил талант с самого раннего детства. Будучи в 9 классе, был репрессирован за критику взяточников высших органов власти в виде карикатур вместе с другими товарищами, а это были сталинские времена. 5 лет провел он на лесоповале, затем - ссылка – 3 года, и в 1953 году, после смерти Сталина, реабилитирован. По возвращении из ссылки он поступает в Краснодарское художественно-педагогическое училище и в 1960 г. его заканчивает. Начинает свою трудовую деятельность на Краснодарском художественном комбинате, который открывает у нас в Курганинске филиал – художественные мастерские, которые выполняли заказы по оформлению фасадов зданий и внутренних залов – это монументальная мозаика на фасаде СОШ № 9, оформление зала нашего главпочтамта – рельефы по дереву и гипсу, рельефы по гипсу, рельефы по гипсу в залах 1 этажа нашего музея.
  Получает путевку  в Челюскинские художественные мастерские, едет в Москву на два месяца, где выполняет несколько графических листов, в том числе портрет известной чемпионки мира по фигурному катанию Ирины Родниной и велотрек в Крылатском.
  В своих портретах художник стремится передать не только внешнее сходство человека, но и раскрыть образ человека. Его характер, социальную среду.
  Портрет председателя колхоза Н. Г. Табакова очень характерен и показателен в этом отношении. Большая, статная фигура в казачьей форме, уверенное волевое лицо, сильные руки – все говорит о значимости этого человека для нашего района и колхоза, ведь колхоз «Кавказ» был колхозом – миллионером с высокими показателями.
  Также характерен и показателен портрет заслуженного врача России Т. Михайлова. Для раскрытия его образа художник обращает большое внимание на руки врача, его посадку. Все говорит о значимости этого человека и его профессии.
  Очень интересна композиция его пейзажа с изображением Свято-Вознесенского храма и большого мощного тополя, растущего в нашем парке у храма.
  Все эти работы были подарены Евгением Георгиевичем нашему музею, за что мы очень благодарны ему.
  Очень интересно и монументально живописное полотно еще одного нашего художника Г. В.Суховеева «Храм Святого Вознесения». Эта работа была заказана протоиереем Валерием Коваленко и передана в дар городу «в знак искренней любви и почтения к родному городу и в напоминание всем, что истинную красоту надо не только уметь создавать, но и уметь сохранить, дабы наши потомки помянули добрым словом имена наши».
 
Кубанские художники, работы которых есть в фондах Курганинского исторического музея.
 
Булгаков Г.А.   После дождя                                       (б., акв)
Губин В.С.        Агроном                                              (б., акв.)
Зайцев А.          Кубанский вечер                                 (б., акв.)
Захаров Н.С.    Убранное поле
                         Празднество
                         Твои просторы                триптих         (м.,оргалит)
 
                          Юности отцов земля
                          Память вечности
                          Юности отцов земля      триптих         (м., оргалит)
 
                          Мечтатель                                            (м., оргалит)
                          Семейные реликвии                             (м., оргалит)
Калугин А.А.            Морозец                                          (к.,м.)
Калугина Н.П.          Хлеб                                               (х.,м.)
Коробейников В.П.  После дождя                                   (х.,м.)
Мордовин В.             Полдень                                          (х.,м.)
Онищенко В.А.         Лето                                                (х.,м.)
Папко В.Ф.              Вечерние заботы                              (к.,м.)
Петуваш Ф.               Охота                                              (б.,офорт)
                                   Урожай                                           (сухая игла)
Печуричко                 Портрет механизатора Бабич           (уголь)
Потапов Е.Г.             Дары Кубани                                     (линогр.)
                                  Портрет И.Родниной                         (линогр.)
                                  Портрет Н.Г.Табакова                      (линогр.)
Потапов Е.Г.             Портрет А.Т. Михайлова                  (линогр.)
                                  Голова натурщика
Просмотров: 4409 | Добавил: kurganinsk | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Сайт управляется системой uCoz
Copyright MyCorp © 2024