< style >< / style >

Информационный сайт Курганинска и Курганинского исторического музея (Краснодарский край)

ГлавнаяРегистрацияВход

Приветствую Вас, ГостьRSS
Разделы
...
Погода
Курганинск  
Форма входа
Онлайн радио
Реклама
Web-IP.ru - Система Активной Рекламы
Статистика

Топ сто лучших сайтов интернета!

 Экспозиции музея 
Главная » 2011 » Май » 18 » Касли . … Что означает это слово?
18:32
Касли . … Что означает это слово?
«В Среднюю Азию чугунная посуда идет исключительно из Каслинского завода. В особенности славятся изяществом своим мелкие вещи из каслинского чугуна, бюсты, ажурные тарелочки, пепельницы, спичечницы и прочее».
Таково одно из первых публичных признаний достоинств заводских художественных изделий. И в более поздних справочниках, путеводителях по Уралу эта оценка не менее высока. «Завод прославился своим литьем, доведенным до высокой степени художественности».
И как многозвучный аккорд присоединяется к этому восторженный отзыв русского ученого Д.И.Менделеева, которому поездка на Урал в 1899 году продиктовала вдохновенные, ставшие крылатыми строки: «Будь эти отливки производимы во Франции или Германии, они были бы у всех и каждого на столе или популяризировали бы всевозможные, особенно древние и современные, произведения скульптуры, и бронзовые изделия должны были бы уступить много места такому литью, как каслинское».
Три слагаемых составляли секрет успеха, который сопровождал художественные изделия Каслинского завода: высокое качество чугуна, выплавляемого на древесном угле, особые достоинства каслинских формовочных песков и мастерство художников и рабочих литейщиков.
Кроме того, следует отметить, что утверждение каслинского чугунного литья проходило в тесном взаимодействии с общим развитием русского реалистического искусства, творчеством народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Это и обеспечило ему заслуженное признание. А что с Лансере?
Евгений Лансере происходил из семьи, имеющей французские корни, соединявшей в себе европейские и русские культурные традиции. С детства тяготея к занятиям изобразительным искусством, особенно лепкой, он так и не получил специального художественного образования, имея лишь степень кандидата юридических наук Петербургского университета. Много и упорно работая, посещая мастерские различных художников, Евгений Лансере достиг больших высот на художественном поприще, активно участвуя в самых разных выставках - российских (в частности, в Академии художеств в Петербурге) и зарубежных.
Композиция «Джигитовка», вероятно, была создана в ряду других его работ, отражающих случайные, словно невзначай подмеченные сценки из жизни горцев, привлекающих своей жизненной достоверностью, созданные под впечатлением поездки художника на Кавказ в 1870 г., с мастерской передачей их национальных черт.
Трудно поверить, что композиция входит в число немногих работ Е.Лансере, отлитых в чугуне - металле, который отличается большой тугоплавкостью, на знаменитом чугунолитейном заводе в Каслях на Урале. Обычно оригинальные модели Евгения Лансере, чаще всего исполненные в воске, переводились затем в бронзу (например, на заводах Шопена в Петербурге). В  нашем варианте отсутствует ружье в поднятой руке одного из всадников. Клеймо завода с датой и фамилия мастера - в данном случае  С.Х. Хорошенина (возможно, отливщика и формовщика в одном лице), помещены на оборотной полой стороне скульптуры.
Внимательный зритель, приглядевшись, может заметить размещенную на боковой части скульптуры, посередине цоколя, так называемую «арматуру» - рельефное изображение особого рода, состоящего обычно из предметов воинской экипировки, различных видов оружия (в данном случае кавказского горца).
Произведения Е. А. Лансере получили широкое признание еще при жизни мастера на Всероссийских выставках 1870 и 1882 годов и на международных выставках в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Его работы приобретались многими крупными музеями и частными коллекциями в различных странах мира.
Интересны и его родственные связи. Внук офицера армии Наполеона Павла Лансере, раненного при Бородино в 1812 году и оставшегося в России, Евгений Александрович стал родоначальником широко известной художественной династии. Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850-1933), дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898) и сестра известных художников и историков искусства Альберта, Леонтия и Александра.
Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.
Почему мы так подробно останавливаемся  на Касли и на  Лансере ?  Какое отношение имеют  к нашему городу Курганинску. Потому, что приятной неожиданностью (минус нам, как  сотрудникам музея) стало то, что скульптура «Джигитовка» хранящаяся у нас в музее и есть  дореволюционная отливка каслинского мастера с клеймом Касли и фамилией мастера-литейщика  под царским гербом «Хорошенинъ». Подсказано было человеком, к  которому мы часто обращаемся за советом в области датировки экспонатов Савчатовым А. За что мы очень ему благодарны! Были сомнения.  Сверяли клеймо по Интернету. По истории попадания этого экспоната ,к сожалению, известно немного. Подарок колхозу «Кавказ» в советские времена. Все! От кого - нет документации! Но четкое царское клеймо, клеймо Касли  и  имя мастера подтверждают  настоящую отливку - не копию! Самое интересное, что мы всегда думали, что это, действительно, одна из копий и украшали ею и часто незначительные мероприятия, причем думая, что показана Лансере сцена казачьего боя. Но… Теперь экспонат вошел в основной фонд музея.
Вот такая интересная история!
По материалам Курганинского исторического музея .
 
Просмотров: 2944 | Добавил: kurganinsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сайт управляется системой uCoz
Copyright MyCorp © 2017